«Я убит подо Ржевом…» Кто не помнит это знаменитое стихотворение Александра Твардовского, посвященное одной из самых ужасных и кровавых битв в Великой Отечественной войне? До сих пор историки и журналисты спорят между собой о том, какой на самом деле ценой далась Победа, юбилей которой мы будем отмечать в этом году, и тот огромный вклад в нее, который внесли Ржевские сражения.
Народный художник РФ известный график Людмила Юга решила обратиться к этой теме в творчестве. Будучи патриотом своей страны и восприняв как личное оскорбление участившиеся попытки фальсификации истории, она решила сама во всем разобраться и после изучения исторических документов, побывав в Ржевском музее военной истории, где подробно ознакомилась с экспозицией, посвященной боям, прикоснулась своими руками к письмам бойцов.
«Сказать, что увиденное поразило меня, – значит не сказать ничего, – говорит Людмила Георгиевна. – Это настоящий ад, через который прошли русские люди, выстояв и победив».
После всего увиденного и прочитанного на свет появились новые произведения художника. По сути, это цикл из четырех станковых рисунков, выполненных в смешанной технике – сангина, монотипия. Они достаточно крупные (70 на 90 см), и уже при самом первом взгляде на них впечатляют, вызывают целый ряд ассоциаций. Каждый из рисунков сопровожден строчками из бессмертного произведения Твардовского. Эти изображения и эти стихи не просто гармонично дополняют друг друга, они немыслимы раздельно. Здесь нет пафоса и патетики, а есть эмоции, вызывающие слезы скорби и ощущение преклонения и благодарности перед безмерным подвигом того поколения.
«Это не просто, но я попыталась поставить себя на место бойцов, которые оказались перед лицом смерти. Что видели они перед последней атакой, вжавшись в землю: небо, травы. А еще наверняка чувствовали и побеждали в себе ужас. Сто тонн снарядов за один день сбрасывалось врагом на Ржевском направлении и уничтожало все вокруг, именно поэтому столь велики цифры потерь. Как же так? Получается, что все возможности человеческого интеллекта и достижения прогресса были направлены только на то, чтобы исковеркать железом самое тонкое и уязвимое, что создал Бог, – человеческое тело. За что, зачем?…» – продолжает Людмила Юга.
Внимательный зритель, конечно, обратит внимание на то, что на первый план на этих рисунках выходят травы. Почему? Возможно, как символ живого и непреходящего на земле. Спросим об этом самого художника.
«Природа намного сильнее человека. Человек взрывает, убивает все вокруг, но проходит время, сквозь землю пробиваются ростки – и зеленые растения покрывают, как ковром, израненную землю. Так же прорастает в наших душах, несмотря ни на что, память о погибших в той ужасной войне. Травы – это и образ, и аллегория».
Как считает художник, главное сейчас, когда историю пытаются переиначить и переписать, – напомнить еще раз нам всем о Победе, о том, какой ценой она далась, о роли в ней нашей страны и заслуге русских людей. И еще. Под Ржевом на передовой были люди самых разных национальностей, несмотря на то, что их дом находился далеко отсюда. Например, известный факт, что в Ржевской битве полегло более 10 тысяч казахстанцев, воинов 100-й и 101-й отдельных стрелковых бригад. И этот факт отражен на одном из листов художника.
«Художник своей гражданской позицией и доступными ему выразительными средствами должен поддерживать память о тех событиях, визуализировать их для нынешнего поколения. Иначе если мы забудем все это, то будем в лучшем случае Иванами, не помнящими родства», – подчеркивает Людмила Юга.
Нам, журналистам, удалось первыми познакомиться с этими работами. А что дальше?
В середине апреля в г. Тверь в Выставочном зале на Советской было запланировано проведение выставки Тверского отделения Союза художников, посвященной 75-летию Великой Победы. В рамках этой экспозиции планировалось представить рисунки Людмилы Юга.
А еще она рассказала нам, что вместе с группой единомышленников, в которую входят Владимир Крусс, Николай Погорелов, Игорь Ульянов, Илья Квасный, и при поддержке Петровской Академии наук и искусств, готовит уникальный фотопроект. В окнах того же Выставочного зала будут размещены двухметровые баннеры с фотографиями победителей, смотрящих нам всем прямо в глаза. Чтобы мы помнили, чтобы не забывали, чтобы хранили мир, который ценой жизни достался нам от поколения победителей.
К сожалению, в связи с объявлением режима самоизоляции открытие выставки перенесено на более поздний срок.
Нина МЕТЛИНА
Фото Николая ПОГОРЕЛОВА, Дмитрия КАМНЕВА