Москва. 26 Апреля 2024 года. Пятница
ЦБ РФ   $ 92.1314    € 98.7079
klg

Режиссер, креативный продюсер Лаборатории социального кино «Третий Сектор», член Гильдии неигрового кино и ТВ Ольга  Арлаускас - о  фильмах, способных спасать.

olgaarlauskas

Я очень люблю свое дело. Очень. Но бывает и трудно. Когда мы снимали первые фильмы на социальные темы, например «Клеймо» про ментальную инвалидность в 2011 году, никто не верил, что мы заполним большой зал кинотеатра «Художественный». Зритель не придет, если кино про «инвалидность», и к тому же «ментальную». Но фильм получился, по словам зрителей, нежным, поэтичным, хотя и в меру жестоким, как и полагается документальному фильму в принципе. И да, зрители висели на люстрах. И сидели в коридорах на полу. Диск с фильмом «Клеймо»  лег на стол принимающих решения чиновникам, которые много раз выслушивали жалобы правозащитников. И только после просмотра фильма они поняли, чего делать нельзя, а что можно и нужно. И внесли изменения в законодательство.

Со следующим фильмом «В ауте», про неговорящую поэтессу Соню Шаталову с аутизмом, мы пошли дальше и сделали прокат на трех площадках Москино: «Факел», «Художественный» и «Космос». Часть денег, полученных от проката в Москве и России, мы передавали семье Сони.

                                    Все это я говорю, чтобы поделиться своим неординарным опытом: социальные темы востребованы людьми. Более того, они нужны как воздух, что не отменяет и полярную точку зрения на социальные темы в кино: «Искусство — это непременно про что-то оторванное от реальности, чем более оторванное, тем лучше». Производители хотят сборов, призов и славы. И я их понимаю. Но у фильма еще может быть и задача по изменению жизни людей.

А что, если кино несет с собой заряд энергии, которая сносит зрителей, как мощная ударная волна, трансформирует их целеполагание в жизни? Не в лоб, не менторски, а по-человечески сообщает важное? Именно так случилось с фильмом «В ауте»: самые обычные люди, не знакомые с тематикой фильма, плакали. Отчего? Оттого, что все мы хотим говорить, но не у всех нас есть такая возможность. Гипертрофированная ситуация героини — немота и аутизм — на самом деле понятна каждому. Кино на социальные темы — это про универсальные человеческие ценности, переживания, вопросы без ответа.

Следующим шагом для меня стал фильм #Услышьменя о глухих и слабослышащих.

                             Я знаю, что этот фильм практически вытащил из петли несколько человек, вернул им веру в себя. Ради этого стоит и снимать кино, и пробивать новые бреши.

Показы продолжаются по всей стране вот уже два года. И не потому что мы вкладываемся в пиар или сами инициируем показы. Это востребовано людьми. И мы готовы предоставлять им фильм бесплатно. Главное, чтобы кино работало на замысел. Нет ничего дороже, чем незнакомый зритель, который подходит к тебе после показа и просто обнимает. И вы поняли друг друга. И мир стал немного другим.

Несколько лет назад я увидела блестящие работы западных коллег в области импакт-кино в Шеффилде (Великобритания). Импакт — это когда документальное кино нацелено на достижение социального эффекта. То есть, например, cнимается развлекательное социальное кино про косатку-убийцу. Вроде все понятно — сборы, телевизионный показ. Но у авторов есть задача более высокого порядка — изменить положение млекопитающих в неволе.

Другой фильм, о травле детей в школе. В фильме были душераздирающие интервью родителей, чьи дети самовольно ушли из жизни. Фильм смог изменить положение вещей в школах и вузах в США и Великобритании. И я поняла, что я — про то же. Про изменение в реальной жизни. Для измерения этого эффекта создаются отдельные инструменты, такие, как метрики в интернете, анкетирование после просмотра, статистика, мониторинг, методологии SROI, применимые, как выясняется, и к искусству.

                             Мы решили продвинуть импакт-кино в России. И занимаемся этим два года. Вынуждена констатировать: то, чем я занимаюсь, по-прежнему вызывает недоумение. Одни говорят, «пусть этим занимается государство», другие — «кино — это про искусство, не про реальную жизнь».  Но я нашла тех, кто мне созвучен. Это волонтеры.

Многим не нравится знать, что в домах престарелых сидят заброшенные старики и инвалиды, других гложет статистика по сиротам при живых родителях.

Кого-то бесит инертность администраций, когда что-то горит. Или они знают, что ребенок в лесу, может быть, найдется только при помощи большого количества волонтеров. Вдруг им не хватит одного человека для успеха?

Волонтеры воплощают собой все лучшее, что есть в человеке в принципе. Сострадание, ответственность, воля. Наш нынешний проект #Яволонтер — про них.

По всей стране мы снимаем истории этих людей, создаем ролики для соцсетей, чтобы контент жил в Интернете, вовлекая новых людей в тему. В конце каждого ролика есть приглашение на сайт конкретного фонда, нуждающегося в новых волонтерах.

Таких историй к концу года мы хотим снять около пятнадцати. А 5 декабря готовим всероссийскую одновременную премьеру фильма более чем в ста городах России. Мы хотим показать зрелищное и захватывающее кино — это в первую очередь. Но, как обычно, мы не хотим ограничиться эмоциями в зале.

                                         Мы хотим, чтобы люди, выходя из кинотеатра, могли тут же на месте записаться волонтерами в ту НКО или благотворительный фонд, который им ближе. Или стать волонтером позже, когда придет время. Не всегда импакт выражается в сиюминутных действиях.

Иногда проходят годы, и люди сообщают своим детям, что относиться к слабым нужно бережно, а уважать надо не драчунов, а врачевателей. А все из-за юношеского впечатления от кино. Поэтому мы ждем всех на премьеру 5 декабря, в День волонтера, чтобы получить как минимум удовольствие. От того, что есть такие красивые люди, которые вопреки «здравому смыслу» все еще отчаянно хотят спасти мир.

***

Лаборатория социального кино «Третий сектор» разрабатывает, создает и продвигает фильмы и проекты социального вовлечения. Работает с госсектором, НКО и фондами, отделами КСО, социальными предпринимателями и общественными деятелями.

Источник: Агентство социальной информации 

 


Опубликовано: Вторник. 31 Июля 2018 года
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ...

Пятница. 22 Декабря 2017 года
Четверг. 21 Мая 2020 года
Четверг. 05 Марта 2020 года
Суббота. 07 Октября 2017 года
Пятница. 20 Октября 2017 года
Пятница. 17 Апреля 2020 года
Пятница. 24 Января 2020 года
Воскресенье. 12 Апреля 2020 года
Среда. 08 Апреля 2020 года
Суббота. 18 Апреля 2020 года

nothing

nothing

banner270px