Москва. 1 Марта 2021 года. Понедельник
ЦБ РФ   $ 74.4373    € 90.3743
klg

С 16 января по 23 мая 2021 года в Москве в Третьяковской галерее начинает свою работу выставка Роберта Фалька. Третьяковская галерея представляет монографическую выставку выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели — Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958). 

 falk. 3

В экспозиции представлены около 200 лучших произведений художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Настоящий проект — первая ретроспектива такого масштаба, которая наиболее полно представляет творческий путь художника — от ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х, — и показывает многогранность наследия живописца и его значение. 

В начале ХХ века Роберт Фальк был в ряду «ниспровергателей» традиций, а затем оказался их хранителем и проводником. Он прошел через этапы неопримитивизма, сезаннизма и кубизма, а в начале 1920-х обратился к старым мастерам. Преподавал во ВХУТЕИНе, а затем с 1928 по 1937 год жил во Франции. 

Несмотря на «авангардистское» прошлое, Фальк всегда отличался нерадикальностью художественной позиции. Считается, что именно не-авангардный склад личности склад, а также постоянство, внутренняя независимость и выносливость на длинной дистанции, вели к упорному и последовательному выстраиванию завершенного, самоценного мира произведения.

Особая роль Фалька в истории русского искусства заключается в том, что он стал посредником между европейской живописью и русским искусством 1910–1920-х, с одной стороны, и зарождающимся искусством периода оттепели, «нонконформизмом» — с другой, потому что для многих неофициальных художников он был классиком, через которого осуществлялся контакт с настоящими живописными традициями.

falk. 2

Задача выставки в Третьяковке — на примере широкой панорамы работ Фалька — максимально полно отразить творческий путь художника и таким образом интерпретировать его жизненную и художественную стратегии, определить место и роль мастера в русском искусстве.

Фальк без фальши 

uvarov

Накануне открытия выставки  кандидат искусствоведения, обозреватель «Известий» Сергей Уваров дал некоторые советы тем, кто решит посетить эту выставку. На наш взгляд, советы искусствоведа помогут понять работы художника, оценить их и выбрать для себя то, что греет душу.  

Ретроспектива Фалька — огромная, и меньше двух часов на нее отводить не стоит. Представлено около 250 работ (живопись плюс графика), и охватывают они более полувека творческой деятельности Роберта Рафаиловича.

 Но дело не только в количестве. Куда важнее, что многие вещи надолго приковывают внимание и заставляют возвращаться к ним снова и снова. В живопись Фалька хочется всматриваться, любоваться не только целой композицией, но и мельчайшими деталями, штрихами, нюансами, это доставляет почти физическое удовольствие. Будет ли возможно хождение кругами в нынешних пандемических условиях, когда от музеев требуют жестко разграничивать зрительские потоки — вопрос. Тем важнее никуда не спешить, позволить себе раствориться в красоте.

В этом плане Фальк — «старомодный» художник, даром что некоторое время шел в ногу с авангардистами, экспериментировал с кубизмом, а под конец жизни стал иконой для революционеров второй половины века — нонконформистов. Концепция и даже стилевые поиски для него всегда вторичны, а непосредственная красота, пусть и индивидуальная, не всегда соответствующая массовому вкусу — первична.

Уже в 20 лет он пишет чисто импрессионистскую вещь «Голубые березки зимой» (1906–1907): эфемерные серо-молочные стволы деревьев будто истаивают на фоне светло-голубого неба и облаков. К тому же периоду относится «Лиза в розовом» (1909) — портрет первой жены художника Елизаветы Потехиной. Обе эти картины, встречающие зрителя в самом начале пути — нежнейшие и совершенно лишенные бунтарства юности. И обе они демонстрируют, что главное для этого художника — цвет. Вскоре Фальк отойдет от импрессионизма, затем вновь к нему вернется, а во второй половине жизни обретет нечто свое, что даже с трудом поддается классификации, но цвет так и останется его ключевым выразительным средством.

Это хорошо видно и по более поздней «Обнаженной в кресле» (1922–1923) из собрания ГТГ, представленной тут же, рядом с ранними произведениями. Сознательный анахронизм объясняется знаковой ролью этого полотна в истории отечественной культуры: именно с него для многих началось знакомство с творчеством и самим именем Фалька. А всё дело в скандальной выставке 1962 года в Манеже, которую посетил Никита Хрущев.

Говоря о Фальке, генеральный секретарь ЦК КПСС воскликнул тогда: «Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально».

Сегодняшнему зрителю трудно понять, глядя на эту картину, что так возмутило Никиту Сергеевича. Да, рубенсовские формы модели, да, коричнево-зеленоватый сезанновский колорит, не самый естественный для человеческой кожи. Но даже на фоне других авангардных ню 1920-х это весьма умеренная вещь. И в ней, конечно, есть чувственность, только она не в объекте как таковом, а в любовной «лепке» формы, витальной энергии цвета, сиянии масла, которое у Фалька будто светится изнутри, как жемчужина.

Кстати, помимо этой хрестоматийной работы на выставке Третьяковки есть и куда менее известная «Обнаженная (лежащая)» того же 1922 года — в Москву холст прибыл из Лихтенштейна, и это один из немногих европейских «гостей» ретроспективы. В нем как раз непосредственного эротизма больше — модель лежит, закинув руку за голову, и в позе ее есть прелестная недосказанность. Зритель волен сам вообразить развитие сюжета. Но не прелести дамы притягивают взор в первую очередь, а цветовые переливы, симфония оттенков фона — серой стены и красно-коричневого ложа.

В конце 1920-х Фальк отправится в Париж, где проживет до 1937-го. Там он окончательно распрощается с кубизмом, который у него доминировал в период «Бубнового валета», и обратится к традициям старых мастеров. Изображение станет более реалистичным, а цвет — более глубоким, изысканным, нюансированным. Метаморфозы стиля удачно совпадут с изменениями в личной жизни: на смену броским образам Потехиной и Киры Алексеевой (второй жены — кстати, дочери Станиславского) придут сосредоточенные, психологически точные изображения Раисы Идельсон, третьей супруги. А вернувшись в СССР, Фальк напишет ряд великолепных портретов своей последней спутницы, Ангелины Щекин-Кротовой, соединив в них черты прошлых периодов.

falk

Экспозиция наглядно демонстрирует эту эволюцию, и не только на портретах, но и на пейзажах, среди которых есть и ранние крымские, и «средние» французские, и поздние подмосковные. Особо стоит отметить вещи, написанные в эвакуации во время Великой Отечественной: в эти мрачные годы живопись Фалька была наполнена солнцем Средней Азии.

                                                      И, пожалуй, именно виды Бухары сегодня будут для зрителей особенно актуальны: они обладают почти терапевтическим воздействием, и в морозные тревожные дни так приятно «нырнуть» в жаркие краски и вспомнить о том, что искусство это пережило и репрессии, и войну, и критику властей, и долгое полузабвение, а теперь возвращается к нам тоже не в самый благополучный момент. Вопреки всему.

Кураторская экскурсия состоялась  23 декабря 2020 года

Куратор выставки: Татьяна Левина  
Рабочая группа: Елизавета Ефремова, Татьяна Михиенко  
Архитектура выставки: Евгений Асс, Ольга Аистов

 

 

 

 

 

 


Опубликовано: Среда. 20 Января 2021 года
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ...

Пятница. 22 Декабря 2017 года
Четверг. 05 Марта 2020 года
Пятница. 17 Апреля 2020 года
Четверг. 21 Мая 2020 года
Воскресенье. 12 Апреля 2020 года
Среда. 08 Апреля 2020 года
Суббота. 18 Апреля 2020 года
Пятница. 17 Апреля 2020 года
Пятница. 24 Января 2020 года
Воскресенье. 26 Апреля 2020 года
zaytsev f
balpm
banner270px