«ТРИ ПАРСУНЫ, ТРИ ОБЛИКА ПРАВЕДНЫХ» Народный художник России, живописец, график, иллюстратор Людмила Юга создала уникальный триптих, посвященный русским царицам
Русская история полна загадок, которые еще до сих пор не раскрыты. Одна из них — это тема калужской земли, которая стала родиной сразу трех цариц. Это уже позже появилась традиция у самодержцев — брать в жены иностранных принцесс, которые и назывались императрицами. Именно не иноземные царицы наши и запечатлены на полотнах мастера.
Любопытно, что Людмила Георгиевна работала над этими тремя портретами в период пандемии. Когда никто не отвлекал от работы, творческая мысль автора была направлена на истоки русской культуры и истории самодержавия…
Триптих Людмилы Юга «Три первые русские царицы, родоначальницы династии Романовых» явился естественным продолжением интереса художника к богатому прошлому нашего Отечества, причем не только тверской земли, но и России в целом.
Евдокия Стрешнева, родоначальница рода Романовых, бабушка Петра Первого, родилась в г.Мещовск, Калужской области
А что же послужило эмоциональным, духовным и интеллектуальным импульсом к созданию этих работ? Виталий Васильев, руководитель Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ, в котором, кстати, Людмила Георгиевна является художественным руководителем проекта «Русская Атлантида», совершил поездку по калужской земле и организовал пленэрный тур с художниками в рамках общественно-просветительской программы «Преемственность».
И Людмила Юга решила поддержать этот знаковый проект работами, внеся свою лепту. «Изучив исторический материал, Людмила Георгиевна поняла, что это действительно интересно. Оказалось так, что три родоначальницы рода Романовых, а именно Евдокия Лукьяновна Стрешнева, Наталья Кирилловна Нарышкина, Евдокия Федоровна Лопухина, все родом практически из одного и того же славного места – Мещовска. И этот факт явно обратил на себя внимание.
Она скрупулезно изучила жизнеописания этих женщин, каждая из которых была яркой исторической личностью, вдохновилась их деяниями, и в результате сложился триптих, который воплощен на холстах»,— поясняет супруг Людмилы Юга известный фотограф Николай Погорелов.
Наталья Нарышкина, мама Петра Первого, родилась в г. Таруса, Калужской области
Отметим, что художник решила создать триптих в стиле классической парсуны, в своих живописных средствах близкой к иконописи, в глубоких тонах, с реалистической передачей ликов. И уже как мастер, который не первый год работает в жанре духовной живописи и графики, Людмила Георгиевна наполнила пространство, в котором находятся эти удивительные персонажи, соответствующими атрибутами — в частности видами Мещовских монастырей и убранством кремлевских покоев. Соответственно, на полотнах присутствуют также изображения небесных покровителей государынь-матушек. Вот такая интерпретация.
«Что касается фактического материала, то имеется несколько старинных парсун, на которых присутствуют изображения этих не иноземных цариц. Естественно, они сильно отличаются от тех работ, которые вы видите. Людмила Георгиевна, как современный художник, немного дополнила эту технику уже своими представлениями, как творец, глубоко осмысливший время и эпоху, о которых мы говорим. Достаточно вспомнить, что у нее за плечами замечательные серии графических работ о тверских святых – Ефреме Новоторжском, Михаиле Тверском, Анне Кашинской, Ниле Столобенском.
Евдокия Лопухина, первая супруга Петра Первого, родилась в г.Мещовск, Калужской области
Поэтому с одной стороны, тема ей близка, а с другой, она выполнила эту работу в технике масляной живописи. Наверняка всех интересует дальнейшая судьба этих необычных картин. Будут ли эти полотна демонстрироваться на выставке? Где можно увидеть их воочию? Останутся ли они на верхневолжской земле или их ждет земля калужская? Как призналась сама Людмила, она создавала произведения с мыслями о духовном пути этих женщин и их высоком предназначении. Поэтому она полностью полагается на Провидение и Ангела-хранителя, которые, несомненно, сопровождали ее в творческом процессе. Будем уверены, что эти три парсуны ждет совершенно необычная судьба, и они в итоге окажутся там, где им предназначено быть, а мы об этом обязательно расскажем…
Кстати, эти три работы уже стали предметом для вдохновения. Известный тверской поэт, профессор, доктор юридических наук, член Союза писателей России Владимир Крусс посвятил произведениям Людмилы Юга следующие строки
Три парсуны, три облика праведных нечужих – изначально – Цариц.
Генетический кладезь Романовых; русских душ и загадочных лиц.
Лиц прекрасных своей непокорностью, не подвластностью судьбам и тем,
кто с холодной державною гордостью уходил от лампад к темноте.
Чтобы там подмешать Ангальт-Цербстского в венценосную кровь и – потом – удостоиться шествия крестного на голгофу в Ипатьевский дом…
Три загадки, три царственных грации; не похожих на нас и родных…
Три холста; и – подобьем овации – монастырский молебен о них.
Владимир КРУСС
Автор Нина МЕТЛИНА
Фото Николая ПОГОРЕЛОВА